Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Курсовая работа является актуальным исследованием в научно- теоретических аспектах. Происходящие в российской экономике трансформационные процессы столь глубоки и многогранны, что вне характеристики их возможных трендов принятие большинства управленческих решений чревато тяжелыми негативными последствиями. Поэтому важнейшей функцией органов исполнительной власти Российской Федерации является прогнозирование социально- экономического развития. Эффективная реализация этой функции может содействовать достижению экономического роста и повышению уровня жизни населения. Причем успех во многом зависит от технологии прогнозирования бюджетов на уровне субъектов Российской Федерации.
В условиях изменения внешней и внутренней среды функционирования государства, региона и муниципальных образований необходимо профессионально оценивать последствия принятия того или иного управленческого решения в сфере формирования и распределения бюджетных ресурсов. От качества разработанных прогнозов и составленных планов напрямую зависит процесс управления бюджетов.
Бюджет государства не является системой, замкнутой самой в себе, на него влияют макроэкономические показатели. В этой связи сложность планирования бюджета предопределяется рисками бюджетной системы [8, c. 21]:
1) трудности в прогнозировании цен на нефтегазовые ресурсы (не только в России, но и в ведущих мировых энергетических агентствах и экономических сообществах) в сырьевых государствах требуют создания инструмента, сглаживающего влияние данного риска на бюджет государства;
2) суженое воспроизводство российского населения, которое наблюдается последние два десятилетия, вынуждает трансформировать устоявшиеся нормы государства (например, повышение пенсионного возраста, в перспективе введение дополнительных налогов на самозанятое население) с целью поддержания доходов бюджета и повышения качества жизни населения.
Прогнозирование и планирование — тесно связанные процессы: первое определяет стратегию развития государства, предусматривая возможные риски, влияющие на бюджетную систему РФ, второе — тактические действия на текущий год и два плановых периода [13, c. 143].
Цель исследования – изучить особенности бюджетного прогнозирования на примере субъекта Московская область.
Объект исследования – система прогнозирования бюджета Московской области.
Предмет исследования – прогноз бюджета Московской области на 2022 год и плановый период 2023-2024 года.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обосновать необходимость разработки прогнозов в области бюджетного прогнозирования;
2. Изучить порядок разработки прогноза Московской области;
3. Проанализировать сценарные условия прогноза бюджета Московской области;
4. Охарактеризовать прогноз бюджета Московской области.
Методами исследования являются:
- теоретические - сбор и анализ нормативной, методической и статистической литературы по теме исследования, ее обобщение в виде глав и параграфов работы;
- эмпирические - метод анализа и обработки материала, метод сравнения результатов.
Информационно-аналитической базой работы являются нормативно-законодательные документы, научные и учебные материалы, нормативно-правовые акты, учетная и налоговая политика Московской области, данные отчетности, интернет-источники.
Теоретико-методологической основой в данной работе служит системный подход к изучению вопросов, связанных с прогнозированием и планированием местного бюджета.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных литературы.
1. Теоретико-методологические аспекты программирования сферы бюджетного прогнозирования Московской области
1.1. Необходимость разработки прогнозов в области бюджетного прогнозирования
Для уточнения терминов «прогноз» и «прогнозирование», обратимся к их современному толкованию. Далее приведем несколько определений прогноза, которые включают максимальное количество характеристик с целью их анализа.
Прогноз — это комплекс аргументированных предложений, выраженных в качественной и количественной формах, относительно будущих параметров экономической системы. Он имеет вероятностный характер [7, c. 54].
В другой трактовке при прогнозировании выявляются неопределенности в системе, определяются факторы, способствующие или препятствующие достижению поставленных задач. В условиях ограниченной точности параметров развития прогноз позволяет описать альтернативы, положительные и негативные тенденции, возможные противоречия и определяет условия, способствующие достижению намеченных целей. Прогноз — это количественное, вероятностное, научно обоснованное суждение о возможном будущем состоянии системы или явления и (или) о возможных альтернативах и сроках их реализации. Определение прогноза в трактовке Капитановой наиболее точно описывает его [12].
В Федеральном законе под прогнозированием понимается деятельность участников планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально экономического развития, об угрозах национальной безопасности РФ, о направлениях, результатах и показателях социально экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований [3].
Среди наиболее часто встречаемых характеристик прогноза — наличие вероятности. На данную характеристику особое внимание обратил Г. Тейл и наши соотечественники И. С. Светуньков и С. Г. Светуньков. Они исходят из реалий определений, в которых обширно представлен вероятностный характер, и обращает внимание на то, что это не совсем верная характеристика (в его объяснении вероятность — это не интервал, а возможность наступления события), т. к. она ограничивает диапазон прогноза, и на то, что прогноз часто осуществляется в условиях неопределенности, и при определении прогноза следует избегать характеристики о вероятностном характере [18, c. 90].
Тейл Г. напрямую указывает, что прогнозы делаются в условиях неопределенности, «от полного неведения до такого положения, когда мы можем сказать почти точно, что неизвестные величины заключены в некотором небольшом интервале» [19, c. 85]. Тейл Г. отмечает, что невозможно полностью устранить неопределенность; основная задача современной теории решений состоит в том, чтобы найти хорошие или даже наилучшие решения в условиях неопределенности. Во многих случаях неопределенность нежелательна и возникает потребность ее минимизировать. Прогнозирование выступает как один из инструментов в этом процессе минимизации.
Итак, прогнозирование — деятельность, направленная на формирование количественных и качественных характеристик исследуемого объекта в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, осуществляемая в условиях полной или частичной неопределенности, связана с предугадыванием возможных рисков и оценкой их влияния на исследуемый объект.
Прогнозы развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно — технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов [11, c. 73].
Государственное прогнозирование экономического социального развития России и ее регионов представляет собой научное предвидение ситуации, которая может сложиться в перспективе в зависимости от использования той или иной стратегии развития [14, c. 52].
Значимость и необходимость бюджетного прогнозирования выражается в следующем:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172 ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в РФ». Доступ из справочно правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru;
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145- ФЗ: Собрание Законодательства РФ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.11.2017. Режим доступа: информационно-справочная система «Гарант» - 2017;
3. Закон Московской области № 20/2015-ОЗ «О стратегическом планировании социально-экономического развития Московской области» // Московская областная дума. Режим доступа: https://www.mosoblduma.ru/Zakoni/Zakoni_Moskovskoj_oblasti/item/32153;
4. Постановление Правительства Московской области от 24.08.2015 № 716/32 «Об утверждении Правил разработки и утверждения бюджетного прогноза Московской области на долгосрочный период» // Правительство Московской области. Режим доступа: https://mosreg.ru/upload/iblock/fa7/716_32.pdf;
5. Постановление Правительства Московской области от 14 марта 2017 г. № 141/8 «Об утверждении бюджетного прогноза Московской области на долгосрочный период до 2028 года» // Правительство Московской области. Режим доступа: https://mef.mosreg.ru/download/document/7659952.
6. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.11.2017. Режим доступа: информационно-справочная система «Гарант» - 2017;
7. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России: анализ и прогноз // Проблемы прогнозирования. - 2016 - №15. - С. 3-16
8. Басовский Л. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 260 с.;
9. Бабич Т. Н. Козьева И. А., Вертакова Ю. В., Кузьбожев Э. Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ИНФРА-М, 2017 . – 336 с.;
10. Борисевич Г. А. Прогнозирование и планирование экономики: учебное пособие. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 2015 – 82 с.
11. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2016. – 95 с.
12. Гретченко А. И., Горохова И. В. Плановый опыт СССР и проблемы стратегического планирования в современной России // Вестник РЭУ. 2014 № 11 С. 70–80.
13. Капитанова О. В. Прогнозирование социально экономических процессов : учебно методическое пособие. Нижний Новгород : Нижегородский госуниверситет, 2016. - 74 с.
14. Клепач А. Н., Куранов Г. О. Развитие социально экономического прогнозирования и идеи А. И. Анчишкина // Вопросы экономики. 2013; (8). С. 143–155 URL: https://doi.org/10.32609/0042–8736–2013–8 143–155 (дата обращения:26.12.2021).
15. Кузык Б. Н., Кушлин В. И., Яковец Ю. В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование : учеб. 4 е изд., перераб. и доп. М. : Экономика, 2011. - 604 с.
16. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие для вузов / под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. 2 е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003 279 с.
17. Прогнозирование социально экономических процессов: учебно методическое пособие / автор составитель О. В. Капитанова. Нижний Новгород : Нижегородский госуниверситет, 2016. - 74 с.
18. Райзберг Г. Прикладное экономическое прогнозирование / пер. с англ. А. Н. Никольской, И. М. Пировой, Н. А. Томачевой. – М.: Изд-вл «Прогресс», 1970. – 513 с.;
19. Светуньков И. С., Светуньков С. Г. Методы социально экономического прогнозирования. В 2 т. Т. 1: Теория и методология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2015. - 351 с.
20. Тейл Г. Прикладное экономическое прогнозирование / пер. с англ. А. Н. Никольской, И. М. Пировой, Н. А. Томачевой. М. : Изд во «Прогресс»,1970. - 513 с.
21. Твердохлебова Е. А. Социально-экономическое прогнозирование как основа управления развитием территории // Молодой учёный. – 2015 – №7. – С. 49-55
22. Ушаков А.К. Разработка прогнозов социально-экономического развития РФ // Российский экономический журнал. – 2015 - №2. – С. 15- 24
23. Цыгичко В. Н. Прогнозирование социально-экономических процессов: учебник для вузов. – М.: Стереотип, 2016 – 240 с.